Маркетплейсы сельскохозяйственных товаров: современное развитие и дальнейшие перспективы в России
https://doi.org/10.26897/0021-342X-2025-4-163-174
Аннотация
Целью исследований стало изучение состояния и перспектив развития сельскохозяйственных специализированных маркетплейсов в России. Исследование состава и уровня развития уже существующих в России сельскохозяйственных маркетплейсов показало, что имеются системообразующие электронные торговые площадки федерального масштаба, управляемые АО «Россельхозбанк», и входящие в его экосистему «Своё», развивающиеся при государственном регулировании и поддержке. Также сельскохозяйственные товары продаются на универсальных и небольших специализированных маркетплейсах. Последующее рассмотрение динамики добавленной стоимости сельского хозяйства и ее доли в валовой добавленной стоимости всех отраслей экономики показало снижение значимости сельского хозяйства в России. При этом отмечается существенное сокращение числа участников сельскохозяйственной деятельности в условиях роста их прибыли и рентабельности, что в итоге отражает сокращение производительности сельскохозяйственных организаций и удорожание их товаров. Для преодоления негативных итогов развития сельскохозяйственных производителей требуется использование эффективных каналов сбыта сельскохозяйственных товаров, в том числе современных маркетплейсов. Обобщение зарубежного опыта позволило выявить наличие в странах сельскохозяйственной направленности порядка 2–3 специализированных маркетплейсов общегосударственного уровня. С учетом показателей современного состояния сельского хозяйства России автором был сделан вывод о достаточности имеющегося количества маркетплейсов федерального масштаба в стране. Однако степень использования маркетплейсов продавцами и покупателями сельскохозяйственных товаров является слишком низкой, так как этими площадками пользуются только порядка 8% продавцов сельскохозяйственных товаров. Требуется дальнейшее развитие более широкого и более актуального спектра услуг маркетплейсов для сельскохозяйственных предпринимателей, для чего необходимы обобщение и внедрение в практику услуг маркетплейсов России зарубежного опыта. Также сделан вывод о целесообразности развития маркетплейсов для международной торговли сельскохозяйственными товарами на базе электронных ресурсов товарных бирж России, которые имеют значительный неиспользованный потенциал своего применения.
Об авторе
О. С. КаращукРоссия
Оксана Сергеевна Каращук, канд. экон. наук, доцент, доцент базовой кафедры торговой политики
117997, г. Москва, Стремянный пер., 36
Author ID 711525
Список литературы
1. Trukhachev V., Bobrishev A., Khokhlova E. et al. Personnel Training for the Agricultural Sector in Terms of Digital Transformation of the Economy: Trends, Prospects and Limitations. International Journal of Civil Engineering and Technology. 2019;10(1):2145-2155. EDN: WUHBRA
2. Варагич В.Д. Сравнительный анализ российских маркетплейсов на основе финансовых коэффициентов // Экономика и управление: проблемы, решения. 2024. Т. 6, № 1 (142). С. 98-107. https://doi.org/10.36871/ek.up.p.r.2024.01.06.012
3. Фасхиев Р.Ф., Нуруллин Э.Г. Разработка маркетплейса для материально-технического обеспечения агропромышленного комплекса // Экономические исследования и разработки. 2024. № 6. С. 71-76. EDN: ZACBGE
4. Хлебович Д.И., Кордина И.В. Специализированный маркетплейс как перспективный формат электронной коммерции // Beneficium. 2023. № 1 (46). С. 51-59. https://doi.org/10.34680/BENEFICIUM.2023.1(46).51-59
5. Фасхиев Р.Ф., Нуруллин Э.Г. Разновидности маркетплейсов АПК по всему миру // International Journal of Professional Science. 2024. № 6-1. С. 14-19. EDN: HJAZHD
6. Российский статистический ежегодник. 2024: Статистический сборник / Росстат. М., 2024. 630 с.
7. Рамазанов И.А., Панасенко С.В., Сейфуллаева М.Э., Майорова Е.A. Инновационно-цифровые перспективы развития агропродовольственного сектора и сферы обращения // Аграрная наука. 2022. № 4. С. 109-117. https://doi.org/10.32634/0869-8155-2022-358-4-109-117
8. Красильникова Е.А., Майорова Е.А., Чеглов В.П. Мировые тенденции развития и регулирования электронной торговли // Лизинг. 2022. № 2. С. 4-16. https://doi.org/10.33920/VNE-03-2202-01
9. Виноходова И.Г., Кулева Л.В. Обзор современной экосистемы Россельхозбанка // Известия Великолукской государственной сельскохозяйственной академии. 2021. № 4 (37). С. 53-58. EDN: YICARF
10. Соловьева Н.Е. Современная архитектура организации льготного финансирования агробизнеса // Экономика. Информатика. 2023. Т. 50, № 2. С. 357-366. https://doi.org/10.52575/2687-0932-2023-50-2-357-366
11. Баторшина Г.Д. Цифровые технологии в АПК на примере электронной платформы «Россельхозбанка» svoe-rodnoe.ru // Вестник НГИЭИ. 2022. № 10 (137). С. 151-162. https://doi.org/10.24412/2227-9407-2022-10-151-162
12. Баторшина Г.Д., Молодцов И.Н. Коммуникации цифровых платформ на примере маркетплейсов агропромышленного комплекса // Вестник НГИЭИ. 2022. № 11 (138). С. 57-70. https://doi.org/10.24412/2227-9407-2022-11-57-70
13. Морозова Н.И., Леошко В.П., Жуков А.С. Цифровизация сферы бизнеса, кооперативного сектора и управления пространственным развитием: тренды и угрозы национальной безопасности // Фундаментальные и прикладные исследования кооперативного сектора экономики. 2021. № 2. С. 118-125. https://doi.org/10.37984/2076-9288-2021-2-118-125
14. Абашкин В.Л., Абдрахманова Г.И., Вишневский К.О., Гохберг Л.М. и др. Индикаторы цифровой экономики. 2024: Статистический сборник / Национальный исследовательский университет «Высшая школа экономики». М.: ИСИЭЗ ВШЭ, 2024. 276 с.
15. Сельское хозяйство в России. 2023: Статистический сборник / Росстат. M., 2023. 103 c.
Дополнительные файлы
Рецензия
Для цитирования:
Каращук О.С. Маркетплейсы сельскохозяйственных товаров: современное развитие и дальнейшие перспективы в России. Известия Тимирязевской сельскохозяйственной академии. 2025;(4):163-174. https://doi.org/10.26897/0021-342X-2025-4-163-174
For citation:
Karashchuk O.S. Marketplaces of agricultural goods: modern development and future prospects in Russia. IZVESTIYA OF TIMIRYAZEV AGRICULTURAL ACADEMY. 2025;(4):163-174. (In Russ.) https://doi.org/10.26897/0021-342X-2025-4-163-174