Анализ потребительских предпочтений на рынке продуктов питания в РФ
https://doi.org/10.26897/0021-342X-2024-6-181-190
Аннотация
В современных условиях развития глобализационных процессов потребительское поведение в отношении покупки и употребления продуктов питания существенным образом трансформировалось. Такое положение дел побуждает участников рынка серьезно менять подходы работы с потребителями, основой которых должно являться исследование потребительских предпочтений. В настоящий момент особый интерес представляет данная трансформация на основных рынках, к которым относится рынок мяса и мясных изделий. В данной статье предпринята попытка исследования изменения потребительских предпочтений на мясо и мясные изделия в современных условиях трансформации рынка. Особое внимание сконцентрировано на таком параметре как качество продукта. В ходе исследования был предложен процесс оценки принятия решения о покупке мяса и мясных изделий потребителем с учетом существенных факторов выбора. Опрос проходил в ряде городов Российской Федерации. В ходе исследования было установлено, что понятие качество продукта является значимым аспектом выбора мяса и мясных изделий при этом в современных условиях потребитель все большее внимание стал уделять многим критериям, позволяющим оценить продукт и совершить покупку. Отмечена взаимосвязь уровня дохода и количества значимых параметров, характеризующих качество продукта. В исследовании также рассмотрены основные параметры риска от употребления мяса и мясных изделий конечными потребителями.
Практическая значимость исследования состоит в возможности организациям, осуществляющим свою деятельность на данном рынке создать успешные маркетинговые стратегии и позволит существенным образом сделать производимую продукцию необходимого для потребителя качества.
Об авторах
Т. В. БирюковаРоссия
Бирюкова Татьяна Владимировна, кандидат экономических наук, доцент, доцент кафедры организации производства
127550, г. Москва, ул. Тимирязевская, 49
Т. И. Ашмарина
Россия
Ашмарина Татьяна Игоревна, кандидат экономических наук, доцент, доцент кафедры экономики
127550, г. Москва, ул. Тимирязевская, 49
Н. А. Ягудаева
Россия
Ягудаева Наталья Алексеевна, канд. экон. наук, доцент, доцент кафедры экономики
127550, г. Москва, ул. Тимирязевская, 49
Е. В. Энкина
Россия
Энкина Екатерина Владимировна, кандидат экономических наук, доцент кафедры политической экономии и мировой экономики
127550, г. Москва, ул. Тимирязевская, 49
А. Н. Лосев
Россия
Лосев Алексей Николаевич, старший преподаватель кафедры прикладной информатики
127550, г. Москва, ул. Тимирязевская, 49
Д. Л. Кушнарева
Россия
Кушнарева Дарья Леонидовна, кандидат технических наук, доцент кафедры инженерной и компьютерной графики
127550, г. Москва, ул. Тимирязевская, 49
Список литературы
1. Ашмарина Т.И., Бирюкова Т.В., Ковалева Е.В. Пандемия COVID-19 ускоряет цифровизацию сельскохозяйственной деятельности // Образование и право. – 2020. – № 11. – С. 341–346.
2. Ашмарина Т.И., Энкина Е.В., Стратегическое планирование деятельности АПК как основа конкурентоспособности организации // Известия ТСХА. – 2021. – № 1. – С. 87–97
3. Ашмарина Т.И. Анализ устойчивого экономического развития сельскохозяйственной деятельности // Известия Международной академии аграрного образования. – 2015. – № 23. – С. 31–35.
4. Бирюкова Т.В. Основные аспекты разработки маркетинговых стратегий как элемент обеспечения конкурентоспособности организаций АПК // Известия Международной академии аграрного образования. – 2019. – № 45. – С. 119–122.
5. Бирюкова Т.В. Органическая продукция: основные перспективы развития потребительских предпочтений // Образование и право. – 2020. – № 4. – С. 409–412.
6. Ashmarina T.I., Biryukova T.V., Sergeyeva N.V., Romanov A.N.Innovationi n Mushroom Production // In: Bogoviz A.V. (ed.). The Challenge of Sustainability in Agricultural Systems. Lecture Notes in Networks and Systems. – Springer, Cham., 2021. – Vol. 206. – Pр. 1069–1078.
7. Коноплева Ж.В. Применение маркетинговых технологий продвижения товаров предприятиями АПК в условиях развития цифровой экономики // Международный научный журнал. – 2018. – № 2. – С. 33–42.
8. Володина Н.Г., Гузий С.В. и др. Маркетинг в агропромышленном комплексе: Учебник и практикум / Под ред. Н.В. Сурковой. – 1-е изд. – М.: Юрайт, 2017. – 314 с.
9. Adalja A., Hanson J., Towe C., Tselepidakis E.An Examination of Consumer Willingness to Pay for Local Products // Agr. Resour. Econ. Rev. – 2015. – Vol. 44, № 3. – Pр. 253–274.
10. Baker G.A. Strategic Implications of Consumer Food Safe ty Preferences: Consumer Concerns and Willingness-to-Pay // International Food and Agribusiness Management Review. – 1998. – Vol. 1 (4). – Pр. 451–463.
11. Baker G.A., Crosbie P.J. Consumer Preferences for Food Safety Attributes: A Market Segment Approach //Agribusiness:An International Journal. – 1994. – Vol. 10, № 4. – Pр. 319–324.
12. Biryukova T.V., Surkova N.V., Ashmarina T.I. Consumer Activity Evaluation in Relation to the Purchase of Food Products of a Certain Regional Affiliation // IOP Conf. Ser.: Earth Environ. Sci. – 2021. – Vol. 650. – Art. 012021. DOI: 10.1088/1755-1315/650/1/012021.
13. Biryukova T.V., Surkova N.V., Konopleva Z.V., Sadykova Z.F., Ashmarina T.I. Transformation of Consumption Demand for Meat and Meat Products as an Important Aspect of Agricultural Development // In: Bogoviz A.V. (ed.). The Challenge of Sustainability in Agricultural Systems. Lecture Notes in Networks and Systems. – Springer, Cham., 2021. – Vol. 205. – Pр. 633–639. DOI: 10.1007/978-3-030-73097-0_71.
14. Bretton-Clark. Conjoint Analyzer, version 3 (software). – Bretton-Clark, Morristown: NJ, 1992.
15. Boxall P.C., Adamowicz W.L. Understanding Heterogeneous Preferences in Random Utility Models: A Latent Class Approach // Environ. Resour. Econ. – 2002. – Vol. 23, № 4. – Pр. 421–446.
16. Bruhn C.M. Consumer and Retailer Satisfaction with the Quality and Size of California Peaches and Nectarines // Journal of Food Quality. – 1995. – Vol. 18, № 3. – Pр. 241–256.
17. Campbell B.L., Nelson R.G., Ebel R.C., Dozier W.A., Adrian J.L. Hockema, B.R. Fruit Quality Characteristics that Affect Consumer Preferences for Satsuma Mandarins // HortScience. – 2004. – Vol. 39. – Pр. 1664–1669.
Рецензия
Для цитирования:
Бирюкова Т.В., Ашмарина Т.И., Ягудаева Н.А., Энкина Е.В., Лосев А.Н., Кушнарева Д.Л. Анализ потребительских предпочтений на рынке продуктов питания в РФ. Известия Тимирязевской сельскохозяйственной академии. 2024;(6):181-190. https://doi.org/10.26897/0021-342X-2024-6-181-190
For citation:
Biryukova T.V., Ashmarina T.I., Yagudaeva N.A., Enkina E.V., Losev A.N., Kushnareva D.I. Analysis of consumer preferences in the food market of the Russian Federation. IZVESTIYA OF TIMIRYAZEV AGRICULTURAL ACADEMY. 2024;(6):181-190. (In Russ.) https://doi.org/10.26897/0021-342X-2024-6-181-190