Preview

Известия Тимирязевской сельскохозяйственной академии

Расширенный поиск

Анализ потребительских предпочтений на рынке продуктов питания в РФ

https://doi.org/10.26897/0021-342X-2024-6-181-190

Аннотация

В современных условиях развития глобализационных процессов потребительское поведение в отношении покупки и употребления продуктов питания существенным образом трансформировалось. Такое положение дел побуждает участников рынка серьезно менять подходы работы с потребителями, основой которых должно являться исследование потребительских предпочтений. В настоящий момент особый интерес представляет данная трансформация на основных рынках, к которым относится рынок мяса и мясных изделий. В данной статье предпринята попытка исследования изменения потребительских предпочтений на мясо и мясные изделия в современных условиях трансформации рынка. Особое внимание сконцентрировано на таком параметре как качество продукта. В ходе исследования был предложен процесс оценки принятия решения о покупке мяса и мясных изделий потребителем с учетом существенных факторов выбора. Опрос проходил в ряде городов Российской Федерации. В ходе исследования было установлено, что понятие качество продукта является значимым аспектом выбора мяса и мясных изделий при этом в современных условиях потребитель все большее внимание стал уделять многим критериям, позволяющим оценить продукт и совершить покупку. Отмечена взаимосвязь уровня дохода и количества значимых параметров, характеризующих качество продукта. В исследовании также рассмотрены основные параметры риска от употребления мяса и мясных изделий конечными потребителями.

Практическая значимость исследования состоит в возможности организациям, осуществляющим свою деятельность на данном рынке создать успешные маркетинговые стратегии и позволит существенным образом сделать производимую продукцию необходимого для потребителя качества.

Об авторах

Т. В. Бирюкова
Российский государственный аграрный университет – МСХА имени К.А. Тимирязева
Россия

Бирюкова Татьяна Владимировна, кандидат экономических наук, доцент, доцент кафедры организации производства

127550, г. Москва, ул. Тимирязевская, 49



Т. И. Ашмарина
Российский государственный аграрный университет – МСХА имени К.А. Тимирязева
Россия

Ашмарина Татьяна Игоревна, кандидат экономических наук, доцент, доцент кафедры экономики 

127550, г. Москва, ул. Тимирязевская, 49



Н. А. Ягудаева
Российский государственный аграрный университет – МСХА имени К.А. Тимирязева
Россия

Ягудаева Наталья Алексеевна, канд. экон. наук, доцент, доцент кафедры экономики

127550, г. Москва, ул. Тимирязевская, 49



Е. В. Энкина
Российский государственный аграрный университет – МСХА имени К.А. Тимирязева
Россия

Энкина Екатерина Владимировна, кандидат экономических наук, доцент кафедры политической экономии и мировой экономики

127550, г. Москва, ул. Тимирязевская, 49



А. Н. Лосев
Российский государственный аграрный университет – МСХА имени К.А. Тимирязева
Россия

Лосев Алексей Николаевич, старший преподаватель кафедры прикладной информатики

127550, г. Москва, ул. Тимирязевская, 49



Д. Л. Кушнарева
Российский государственный аграрный университет – МСХА имени К.А. Тимирязева
Россия

Кушнарева Дарья Леонидовна, кандидат технических наук, доцент кафедры инженерной и компьютерной графики

127550, г. Москва, ул. Тимирязевская, 49



Список литературы

1. Ашмарина Т.И., Бирюкова Т.В., Ковалева Е.В. Пандемия COVID-19 ускоряет цифровизацию сельскохозяйственной деятельности // Образование и право. – 2020. – № 11. – С. 341–346.

2. Ашмарина Т.И., Энкина Е.В., Стратегическое планирование деятельности АПК как основа конкурентоспособности организации // Известия ТСХА. – 2021. – № 1. – С. 87–97

3. Ашмарина Т.И. Анализ устойчивого экономического развития сельскохозяйственной деятельности // Известия Международной академии аграрного образования. – 2015. – № 23. – С. 31–35.

4. Бирюкова Т.В. Основные аспекты разработки маркетинговых стратегий как элемент обеспечения конкурентоспособности организаций АПК // Известия Международной академии аграрного образования. – 2019. – № 45. – С. 119–122.

5. Бирюкова Т.В. Органическая продукция: основные перспективы развития потребительских предпочтений // Образование и право. – 2020. – № 4. – С. 409–412.

6. Ashmarina T.I., Biryukova T.V., Sergeyeva N.V., Romanov A.N.Innovationi n Mushroom Production // In: Bogoviz A.V. (ed.). The Challenge of Sustainability in Agricultural Systems. Lecture Notes in Networks and Systems. – Springer, Cham., 2021. – Vol. 206. – Pр. 1069–1078.

7. Коноплева Ж.В. Применение маркетинговых технологий продвижения товаров предприятиями АПК в условиях развития цифровой экономики // Международный научный журнал. – 2018. – № 2. – С. 33–42.

8. Володина Н.Г., Гузий С.В. и др. Маркетинг в агропромышленном комплексе: Учебник и практикум / Под ред. Н.В. Сурковой. – 1-е изд. – М.: Юрайт, 2017. – 314 с.

9. Adalja A., Hanson J., Towe C., Tselepidakis E.An Examination of Consumer Willingness to Pay for Local Products // Agr. Resour. Econ. Rev. – 2015. – Vol. 44, № 3. – Pр. 253–274.

10. Baker G.A. Strategic Implications of Consumer Food Safe ty Preferences: Consumer Concerns and Willingness-to-Pay // International Food and Agribusiness Management Review. – 1998. – Vol. 1 (4). – Pр. 451–463.

11. Baker G.A., Crosbie P.J. Consumer Preferences for Food Safety Attributes: A Market Segment Approach //Agribusiness:An International Journal. – 1994. – Vol. 10, № 4. – Pр. 319–324.

12. Biryukova T.V., Surkova N.V., Ashmarina T.I. Consumer Activity Evaluation in Relation to the Purchase of Food Products of a Certain Regional Affiliation // IOP Conf. Ser.: Earth Environ. Sci. – 2021. – Vol. 650. – Art. 012021. DOI: 10.1088/1755-1315/650/1/012021.

13. Biryukova T.V., Surkova N.V., Konopleva Z.V., Sadykova Z.F., Ashmarina T.I. Transformation of Consumption Demand for Meat and Meat Products as an Important Aspect of Agricultural Development // In: Bogoviz A.V. (ed.). The Challenge of Sustainability in Agricultural Systems. Lecture Notes in Networks and Systems. – Springer, Cham., 2021. – Vol. 205. – Pр. 633–639. DOI: 10.1007/978-3-030-73097-0_71.

14. Bretton-Clark. Conjoint Analyzer, version 3 (software). – Bretton-Clark, Morristown: NJ, 1992.

15. Boxall P.C., Adamowicz W.L. Understanding Heterogeneous Preferences in Random Utility Models: A Latent Class Approach // Environ. Resour. Econ. – 2002. – Vol. 23, № 4. – Pр. 421–446.

16. Bruhn C.M. Consumer and Retailer Satisfaction with the Quality and Size of California Peaches and Nectarines // Journal of Food Quality. – 1995. – Vol. 18, № 3. – Pр. 241–256.

17. Campbell B.L., Nelson R.G., Ebel R.C., Dozier W.A., Adrian J.L. Hockema, B.R. Fruit Quality Characteristics that Affect Consumer Preferences for Satsuma Mandarins // HortScience. – 2004. – Vol. 39. – Pр. 1664–1669.


Рецензия

Для цитирования:


Бирюкова Т.В., Ашмарина Т.И., Ягудаева Н.А., Энкина Е.В., Лосев А.Н., Кушнарева Д.Л. Анализ потребительских предпочтений на рынке продуктов питания в РФ. Известия Тимирязевской сельскохозяйственной академии. 2024;(6):181-190. https://doi.org/10.26897/0021-342X-2024-6-181-190

For citation:


Biryukova T.V., Ashmarina T.I., Yagudaeva N.A., Enkina E.V., Losev A.N., Kushnareva D.I. Analysis of consumer preferences in the food market of the Russian Federation. IZVESTIYA OF TIMIRYAZEV AGRICULTURAL ACADEMY. 2024;(6):181-190. (In Russ.) https://doi.org/10.26897/0021-342X-2024-6-181-190

Просмотров: 82


Creative Commons License
Контент доступен под лицензией Creative Commons Attribution 4.0 License.


ISSN 0021-342X (Print)