Совершенствование маркетинговой деятельности как основа развития стратегического потенциала рынка органической продукции
https://doi.org/10.26897/0021-342X-2023-4-144-156
Аннотация
Совершенствование маркетинговой деятельности на рынке органической продукции в сложившихся условиях, несомненно, является значимым аспектом его развития, способствующего формированию новых рыночных подходов ведения деятельности. В настоящее время для большинства потребителей органическая продукция и фермерская продукция являются взаимозаменяемыми понятиями, что в свою очередь свидетельствует об отсутствии сформированных констант восприятия потребителем термина «органическая продукция» и существенным препятствием развития спроса в данном сегменте. С другой стороны, стратегически важным является изучение потребностей потребителей как важного этапа формирования ассортимента предлагаемой на рынке продукции с высокой добавленной стоимостью, и как следствие – основой развития конкурентоспособного сегмента органической продукции. Все вышеперечисленное подразумевает поиск новых маркетинговых подходов и стратегических решений, позволяющих достичь намеченных целей.
Цель исследований заключается в поиске актуальных для формирования и развития рынка органической продукции направлений совершенствования маркетинговой деятельности на основе синергии концептуальных подходов в маркетинге, позволяющих сформировать ответственное потребление и стойкий интерес к органической продукции. Исходя из цели основными задачами исследований являются: определение основных принципов развития рынка органической продукции; формирование системы маркетинговых показателей исследования и оценки потенциала развития исследуемого рынка; выявление основных направлений развития маркетинговой деятельности. Результаты работы позволили сформулировать подходы к исследованию и оценке маркетингового потенциала рынка, а также рекомендации по созданию информационной системы как основы стратегического развития всего рынка органической продукции в целом.
Об авторах
Т. В. БирюковаРоссия
Бирюкова Татьяна Владимировна, доцент кафедры организации производства, канд. экон. наук, доцент
127550, г. Москва, ул. Тимирязевская 49
тел.: (499) 976–45–71
Т. М. Ворожейкина
Россия
Ворожейкина Татьяна Михайловна, заведующий кафедрой организации производства, д-р экон. наук, доцент
127550, г. Москва, ул. Тимирязевская 49
тел.: (499) 976–45–71
Е. В. Энкина
Энкина Екатерина Владимировна, доцент кафедры политической экономии и мировой экономики, канд. экон. наук, доцент
127550, г. Москва, ул. Тимирязевская 49
тел.: (499) 976–28–21
Т. И. Ашмарина
Ашмарина Татьяна Игоревна, доцент кафедры экономики, канд. экон. наук, доцент
127550, г. Москва, ул. Тимирязевская 49
тел.: (499) 976–08–35
Н. А. Ягудаева
Ягудаева Наталья Алексеевна, доцент кафедры экономики, канд. экон. наук, доцент
127550, г. Москва, ул. Тимирязевская 49
тел.: (499) 976–08–35
Список литературы
1. Ашмарина Т.И., Бирюкова Т.В., Ковалева Е.В. Пандемия COVID-19 ускоряет цифровизацию сельскохозяйственной деятельности // Образование и право. – 2020. – № 11. – С. 341–346.
2. Бирюкова Т.В., Энкина Е.В., Ашмарина Т.И. Стратегическое планирование деятельности АПК как основа конкурентоспособности организации // Известия
3. ТСХА. – 2021. – № 1. – С. 87–97
4. Ашмарина Т.И. Анализ устойчивого экономического развития сельскохозяйственной деятельности // Известия Международной академии аграрного образования. – 2015. – № 23. – С. 31–35.
5. Бирюкова Т.В. Основные аспекты разработки маркетинговых стратегий как элемент обеспечения конкурентоспособности организаций АПК // Известия Международной академии аграрного образования. – 2019. – № 45. – С. 119–122.
6. Гатаулин А.М. и др. Рыночный анализ аграрного сектора экономики: Учебное пособие к семинарам по рыночному анализу. – М.: МСХА, 1999. – 197 С.
7. Ибрагимов Э.У. Оценка потребительской активности покупки органической продукции // экономика сельского хозяйства России. – 2020. – № 7. – С. 67–70.
8. Качанова Л.С., Рева А.Ф., Глечикова Н.А. Практико-ориентированный подход ресурсной конфигурации в формировании стратегии управления аграрным сектором региона // экономика и предпринимательство. – 2019. – № 10 (111). – С. 478–486.
9. Коноплева Ж.В. Современные технологии маркетинговых исследований как элемент совершенствования маркетинговой деятельности в АПК // Известия Международной академии аграрного образования. – 2018. – № 39. – С. 99–103.
10. Кошелев Б.С., Козлов А.А. Организационно-экономические основы маркетинга в сельском хозяйстве региона (на материалах Омской области): Монография. – Омск: Сфера, 2007. – 151 с.
11. Мигунов Р.А., Энкина Е.В. Трансформация институтов государственного регулирования и обеспечение устойчивого экономического роста сельского хозяйства // Никоновские чтения. – 2018. – № 23. – С. 129–132.
12. Мигунов Р.А. Институциональная среда устойчивого экономического роста сельского хозяйства: Дис. … канд. экон. наук. – Москва, 2018. – 194 с.
13. Папцов А.Г. Современные тенденции в экономике свиноводства в Дании // экономика сельскохозяйственных и перерабатывающих предприятий. – – 2012. – № 11. – С. 64–67.
14. Реброва Н.П., Корнева С.Ю. Маркетинговые исследования в сфере услуг: Монография. – Омск: ЕврИэМИ, 2007. – 187 с.
15. Ревенко Л.С. Мировой рынок продовольствия в эпоху «генной» революции: Научное издание. – М.: экономика, 2003. – 304 с.
16. Романюк М.А., Мухаметзянов Р.Р., Гузий С.В. Современное состояние и проблемы развития сельскохозяйственного производства и агропродовольственного рынка России // экономика сельскохозяйственных и перерабатывающих предприятий. – 2018. – № 6. – С. 18–23.
17. Романов А.Н., Ягудаева Н.А. Ценность агробизнеса в условиях пандемии // экономика сельского хозяйства России. – 2021. – № 3. – С. 21–25.
18. Рущицкая О.А. Методологические основы и практические аспекты исследования рынка органических продовольственных товаров: Монография. – Екатеринбург: Издательский дом «Ажур», 2017. – 385 с.
19. Светлов Н.М. Методология моделирования агропродовольственной политики в условиях евразийской интеграции // Известия ТСХА. – 2016. – С. 89–95.
20. Суркова Н.В. и др. Маркетинг в агропромышленном комплексе: Учебник и практикум. – Серия 76 «Бакалавр. Академический курс» (1-е изд.) / Под ред. Н.В. Сурковой. – М.: Юрайт, 2020.
21. Худякова Е.В., Бондаренко А.М., Качанова Л.С., Кушнарева М.Н., Горбачев М.И. Моделирование бизнес-процессов на предприятиях АПК: Учебник / Под ред. Е.В. Худяковой. – СПб.: Лань, 2020. – 171 с.
22. Черенков В.И. Генерализация маркетинговой теории: эволюция маркетинга и парадигма выживания Карла-эрика Линна // Маркетинг в России и за рубежом. – 2006. – № 4. – С. 31–41.
23. Шарков Ф.И. Брендинг и культура организации: учебник для вузов. – М.: Перспектива, 2003. – 268 с.
24. Шафанский И.Н. экономический механизм повышения конкурентоспособности мясной продукции на перерабатывающих предприятиях АПК // Вестник Белорусской государственной сельскохозяйственной академии. – 2019. – № 2. – С. 65–70.
25. Hamzaoui L. and Zahaf M. The Organic Food Market: Opportunities and Challenges // Organic Food and Agriculture – New Trends and Developments in the Social Sciences / Edited by Dr Matthew Reed. Publisher InTech. – 2012. – January. – 216 p.
26. Kohls Richard L., uhl Joseph N. Marketing of AgriculturalProducts / 7-th ed. New York-London: MacMillian Publish. Comp., 1990. – 544 p.
27. Steenkamp Jan-Benedict E.M. Agricultural marketing and consumer behavior in a changing world. – Boston: Kluwer Academic Publishers, 2006. – 315 p.
28. Verdurme A., Gellynck X., Viaene J. Are organic food consumers opposed to GM food consumers? // British Food Journal. – 2002. – Vol. 104, № 8. – P. 610.
Рецензия
Для цитирования:
Бирюкова Т.В., Ворожейкина Т.М., Энкина Е.В., Ашмарина Т.И., Ягудаева Н.А. Совершенствование маркетинговой деятельности как основа развития стратегического потенциала рынка органической продукции. Известия Тимирязевской сельскохозяйственной академии. 2023;1(4):144-156. https://doi.org/10.26897/0021-342X-2023-4-144-156
For citation:
Biryukova T.V., Vorozheykina T.M., Enkina E.V., Ashmarina T.I., Yagudaeva N.A. Improving marketing activities as a basis for the development of the strategic potential of the organic market. IZVESTIYA OF TIMIRYAZEV AGRICULTURAL ACADEMY. 2023;1(4):144-156. (In Russ.) https://doi.org/10.26897/0021-342X-2023-4-144-156