Preview

Известия Тимирязевской сельскохозяйственной академии

Расширенный поиск

Стратегическое планирование деятельности АПК как основа конкурентоспособности организации

https://doi.org/10.26897/0021-342X-2021-1-87-97

Аннотация

В современных условиях развития экономики для многих организаций сферы АПК существует ряд неопределенностей, обусловленных отсутствием стратегического планирования деятельности. С другой стороны, именно целеполагание на долгосрочную перспективу позволяет организациям вести высокоэффективную деятельность и быть конкурентоспособными на рынке. Основными направлениями стратегического планирования деятельности, обеспечивающей конкурентоспособность, являются брендинг (создание ментальных конструкций в сознании потребителя), развитие модели маркетинг-отношений с потребителями и управление каналами распределения. Однако стратегическое планирование в организации возможно только на основе проведения качественного ситуационного анализа, которое для многих предприятий является трудноосуществимой задачей ввиду значительных денежных и трудовых затрат. Не менее важным аспектом является неготовность руководителей организаций вкладывать финансовые средства в маркетинговые активы, в первую очередь - ввиду отсутствия возможности определить эффективность данных вложений, а также недостаточности самих ресурсов. На наш взгляд, необходима существенная поддержка мелких и средних форм организации сельскохозяйственного производства с целью повышения их конкурентоспособности. Такая поддержка может быть осуществлена при помощи создания маркетинговых центров регионального уровня, основной задачей которых является предоставление помощи в проведении ситуационного анализа деятельности организации, в частности, макро- и микросреды организации, определения стратегических направлений. Не менее важным является предоставление помощи в составлении бизнес-планов, в частности, возможности получения финансирования по реализации государственных программных мероприятий, обучения аспектам ведения эффективной деятельности, организации конкурсов, выставочных и прочих мероприятий.

Об авторах

Татьяна Владимировна Бирюкова
ФГБОУ ВПО РГАУ-МСХА имени К.А. Тимирязева
Россия


Екатерина Владимировна Энкина
ФГБОУ ВПО РГАУ-МСХА имени К.А. Тимирязева
Россия


Татьяна Игоревна Ашмарина
ФГБОУ ВПО РГАУ-МСХА имени К.А. Тимирязева
Россия


Список литературы

1. Ашмарина Т.И. Анализ устойчивого экономического развития сельскохозяйственной деятельности / Т.И. Ашмарина // Известия Международной академии аграрного образования. - 2015. - № 23. - С. 31-35.

2. Ашмарина Т.И. Развитие технологий в экономике аграрного природопользования / Т.И. Ашмарина // Экономика сельского хозяйства России. - 2018. - № 3. -С. 46-50.

3. Бирюкова Т.В. Основные аспекты разработки маркетинговых стратегий как элемент обеспечения конкурентоспособности организаций АПК / Т.В. Бирюкова // Известия Международной академии аграрного образования. - 2019. - № 45. -С. 119-122.

4. Бирюкова Т.В. Применение современных технологий на предприятиях АПК как залог повышения конкурентоспособности региона / Т.В. Бирюкова // Известия Международной академии аграрного образования. - 2018. - № 39. - С. 95-99.

5. Гатаулин А.М., и др. Рыночный анализ аграрного сектора экономики: Вид издания? / А.М. Гатаулин и др. - М.: МСХА, 1999. - 197 с.

6. Качанова Л. С. Практико-ориентированный подход ресурсной конфигурации в формировании стратегии управления аграрным сектором региона / Л.С. Качанова, А.Ф. Рева, Н.А. Глечикова // Экономика и Предпринимательство. - 2019. -№ 10 (111). - С. 478-486.

7. Коноплева Ж. В. Современные технологии маркетинговых исследований как элемент совершенствования маркетинговой деятельности в АПК / Ж.В. Коноплева // Известия Международной академии аграрного образования. - 2018. - № 39. - С. 99-103.

8. Ковалевская А.Д. Повышение конкурентоспособности предприятий АПК как главный фактор стратегического развития деятельности организаций / А.Д. Ковалевская // Сборник статей по итогам работы научных конференций и круглых столов в рамках XIII Недели науки молодежи Северо-Восточного административного округа города Москвы. - 2018. - С. 145-146.

9. Кригер В.В. Меры по повышению конкурентоспособности аграрного сектора в условиях политики импортозамещения / В.В. Кригер, Н.П. Зыряева, В.А. Воробьев // Вестник Российского университета кооперации. - 2019. - № 2 (36). - С. 55-60.

10. Мигунов Р.А. Трансформация институтов государственного регулирования и обеспечение устойчивого экономического роста сельского хозяйства / Р.А. Мигунов, Е.В. Энкина // Никоновские чтения. - 2018. - № 23. - С. 129-132.

11. Мигунов Р.А. Цифровые технологии в российском сельском хозяйстве / Р.А. Мигунов // Никоновские чтения. - 2019. - № 24. - С. 362-363.

12. Папцов А.Г. Современные тенденции в экономике свиноводства в Дании / А.Г. Папцов // Экономика сельскохозяйственных и перерабатывающих предприятий. - 2012. - № 11. - С. 64-67.

13. Правкин И.М. Условия формирования конкурентного потенциала отечественного АПК / И.М. Правкин, М.Е. Анохина, Г.М. Зинчук // Фундаментальные исследования. - 2016. - № 10-1. - С. 107-112.

14. Романюк М.А. Современное состояние и проблемы развития сельскохозяйственного производства и агропродовольственного рынка России / М.А. Романюк, Р.Р. Мухаметзянов, С.В. Гузий // Экономика сельскохозяйственных и перерабатывающих предприятий. - 2018. - № 6. - С. 18-23.

15. Романов А.Н. Будущее аграрного производства / А.Н. Романов; Науч. ред. Е.В. Бураева // Аграрный сектор экономики России: опыт, проблемы и перспективы развития: Материалы Всероссийской (национальной) научной конференции. -2020. - С. 21-26.

16. Суркова Н.В., и др. Маркетинг в агропромышленном комплексе: Учебник и практикум / Н.В. Суркова и др.; Под ред. Н.В. Сурковой. - М.: Юрайт, 2019.

17. Тулупникова В.А., и др. Экономическая теория (микроэкономика): Учебное пособие / В.А. Тулупникова и др. - М., 2016.

18. Фатхутдинов Р.А. Конкурентоспособность: экономика, стратегия, управление: Учебное пособие / Р.А. Фатхутдинов. - М.: «ИНФА-М», 2000. - 312 с.

19. Худякова Е.В. Моделирование бизнес-процессов на предприятиях АПК: Учебник / Е.В. Худякова, А.М. Бондаренко, Л.С. Качанова, М.Н. Кушнарева, М.И. Горбачев; Под ред. Е.В. Худяковой. - СПб.: Лань, 2020. - 171 с.

20. Шафанский И.Н. Экономический механизм повышения конкурентоспособности мясной продукции на перерабатывающих предприятиях АПК / И.Н. Шафранский // Вестник Белорусской государственной сельскохозяйственной академии. -2019. - № 2. - С. 65-70.


Рецензия

Для цитирования:


Бирюкова Т.В., Энкина Е.В., Ашмарина Т.И. Стратегическое планирование деятельности АПК как основа конкурентоспособности организации. Известия Тимирязевской сельскохозяйственной академии. 2021;(1):87-97. https://doi.org/10.26897/0021-342X-2021-1-87-97

For citation:


Biryukova T.V., Enkina E.V., Ashmarina T.I. Strategic planning of agribusiness activities as a basis for the organization competitiveness. IZVESTIYA OF TIMIRYAZEV AGRICULTURAL ACADEMY. 2021;(1):87-97. (In Russ.) https://doi.org/10.26897/0021-342X-2021-1-87-97

Просмотров: 90


Creative Commons License
Контент доступен под лицензией Creative Commons Attribution 4.0 License.


ISSN 0021-342X (Print)