Тенденции развития покупательского поведения в отношении выбора баранины и продукции ее переработки в РФ
https://doi.org/10.26897/0021-342X-2025-4-138-150
Аннотация
На современном этапе совершенствования ряда глобализационных процессов рынок продуктов питания, несомненно, развивается с учетом трансформации потребительских потребностей в отношении выбора готовой продукции. Потребитель под влиянием ряда факторов трансформирует значимые критерии выбора продукции, что в свою очередь отражается и на предложении. В настоящее время рынок баранины и продукции ее переработки находится на стадии развития. Такое положение дел требует от участников рынка подробного анализа основных значимых критериев потребительского выбора продукта, поиска новых решений, позволяющих производителям повысить свою конкурентоспособность. Целью исследований явилась оценка значимых критериев выбора баранины и продукции ее переработки с учетом трансформации такого фактора, как качество продукта. Исходя из поставленной цели были определены следующие задачи: оценить основные тенденции развития рынка баранины в РФ, определить главные факторы выбора баранины потребителем, с учетом трансформации потребительских предпочтений, в отношении воспринимаемой ценности продукта; оценить основные критерии развития модели маркетинг-отношений с потребителем в процессе принятия решения о покупке баранины и продукции ее переработки в современных условиях. В ходе исследований удалось определить, что российское производство баранины находится на этапе развития таких процессов, как индустриализация и вертикальная интеграция, что, несомненно, приведет к росту производства данного вида мяса в стране. Оценка потребительских предпочтений в рамках поставленной цели и задач исследований выполнялась с использованием метода опроса в ряде городов РФ. В ходе исследований удалось оценить значимость такого критерия, как качество, которое трансформируется на ряд факторов выбора, оцениваемых при каждой покупке, и так называемые факторы «доверия», определяемые потребителем на основе своего опыта и информации, полученной из внешней среды. Значимым, как показали исследования, является развитие модели маркетинг-отношений с потребителем на основе формирования воспринимаемых критериев ценности продукта, непосредственно связанных с основными характеристиками производства. Практическая значимость проведенных исследований заключается в возможности использования их результатов при формировании основных маркетинговых стратегий развития организаций, осуществляющих свою деятельность на данном рынке, с целью повышения их конкурентоспособности.
Об авторах
Т. В. БирюковаРоссия
Татьяна Владимировна Бирюкова, канд. экон. наук, доцент, доцент кафедры экономики и организации производства
127550, г. Москва, ул. Тимирязевская, 49
Л. С. Качанова
Россия
Людмила Сергеевна Качанова, д-р экон. наук, канд. техн. наук, доцент, профессор кафедры экономики, финансов и капитала
129226, г. Москва, ул. Вильгельма Пика, 4, стр. 1
Т. И. Ашмарина
Россия
Татьяна Игоревна Ашмарина, канд. экон. наук, доцент, доцент кафедры экономики и организации производства
127550, г. Москва, ул. Тимирязевская, 49
Н. В. Сергеева
Россия
Наталья Викторовна Сергеева, канд. экон. наук, доцент, доцент кафедры экономики и организации производства
127550, г. Москва, ул. Тимирязевская, 49
Е. Ф. Малыха
Россия
Екатерина Федоровна Малыха, канд. экон. наук, доцент, доцент кафедры экономики и организации производства
127550, г. Москва, ул. Тимирязевская, 49
Н. А. Ягудаева
Россия
Наталья Алексеевна Ягудаева, канд. экон. наук, доцент, доцент кафедры экономики и организации производства
127550, г. Москва, ул. Тимирязевская, 49
Список литературы
1. Ашмарина Т.И. Анализ устойчивого экономического развития сельскохозяйственной деятельности // Известия Международной академии аграрного образования. 2015. № 23. С. 31-35. EDN: UDNTFT
2. Ашмарина Т.И., Бирюкова Т.В., Ковалева Е.В. Пандемия COVID-19 ускоряет цифровизацию сельскохозяйственной деятельности // Образование и право. 2020. № 11. С. 341-346. https://doi.org/10.24411/2076-1503-2020-11153
3. Бирюкова Т.В. Основные аспекты разработки маркетинговых стратегий как элемент обеспечения конкурентоспособности организаций АПК // Известия Международной академии аграрного образования. 2019. № 45. С. 119-122. EDN: UKWATK
4. Бирюкова Т.В. Органическая продукция: основные перспективы развития потребительских предпочтений // Образование и право. 2020. № 4. С. 409-412. https://doi.org/10.24411/2076-1503-2020-10463
5. Бирюкова Т.В., Коноплева Ж.В. Применение маркетинговых технологий продвижения товаров предприятиями АПК в условиях развития цифровой экономики // Международный научный журнал. 2018. № 2. С. 33-42. EDN: YLFZSP
6. Бирюкова Т.В., Энкина Е.В., Ашмарина Т.И. Стратегическое планирование деятельности АПК как основа конкурентоспособности организации // Известия Тимирязевской сельскохозяйственной академии. 2021. № 1. С. 87-97. https://doi.org/10.26897/0021-342X-2021-1-87-97
7. Володина Н.Г., Бирюкова Т.В., Гузий С.В. и др. Маркетинг в агропромышленном комплексе. Учебник и практикум: Учебное пособие. Москва: Юрайт, 2017. 314 с. EDN: ZSXNMN
8. Ashmarina T.I., Biryukova T.V., Sergeyeva N.V., Romanov A.N. Innovation in Mushroom Production. In: Bogoviz A.V. (ed.). The Challenge of Sustainability in Agricultural Systems. Vol. 2. Heidelberg, Switzerland: Springer, Cham. 2021:1069-1078
9. Baker G.A. Strategic Implications of Consumer Food Safe ty Preferences: Consumer Concerns and Willingness-to-Pay. International Food and Agribusiness Management Review. 1998;1(4):451-463
10. Baker G.A., Crosbie P.J. Consumer Preferences for Food Safety Attributes: A Market Segment Approach. Agribusiness: An International Journal. 1994;10(4):319-324
11. Biryukova T.V., Surkova N.V., Konopleva Z.V. et al. Transformation of Consumption Demand for Meat and Meat Products as an Important Aspect of Agricultural Development. In: Bogoviz A.V. (ed.). The Challenge of Sustainability in Agricultural Systems. Vol. 1. Heidelberg, Switzerland: Springer, Cham. 2021:633-639. https://doi.org/10.1007/978-3-030-73097-0_71
12. Boxall P.C., Adamowicz W.L. Understanding heterogeneous preferences in random utility models: a latent class approach Environ. Resour. Econ. 2002;23(4):421-446
13. Bretton-Clark. 1992. Conjoint Analyzer, version 3 (software). Bretton-Clark, Morristown, NJ.
14. Bruhn C.M. Consumer and Retailer Satisfaction with the Quality and Size of California Peaches and Nectarines. Journal of Food Quality 1995;18(3):241-256
15. Campbell B.L., Nelson R.G., Ebel R.C. et al. Fruit Quality Characteristics that Affect Consumer Preferences for Satsuma Mandarins. HortScience. 2004;39:1664-1669.
Рецензия
Для цитирования:
Бирюкова Т.В., Качанова Л.С., Ашмарина Т.И., Сергеева Н.В., Малыха Е.Ф., Ягудаева Н.А. Тенденции развития покупательского поведения в отношении выбора баранины и продукции ее переработки в РФ. Известия Тимирязевской сельскохозяйственной академии. 2025;(4):138-150. https://doi.org/10.26897/0021-342X-2025-4-138-150
For citation:
Biryukova T.V., Kachanova L.S., Ashmarina T.I., Yagudaeva N.A., Sergeeva N.V., Malykha E.F. Trends in consumer preferences for mutton and processed mutton products in the Russian Federation. IZVESTIYA OF TIMIRYAZEV AGRICULTURAL ACADEMY. 2025;(4):138-150. (In Russ.) https://doi.org/10.26897/0021-342X-2025-4-138-150